Благоустройство и остальные городские преобразования по умолчанию нацелены на то, чтоб сделать город комфортнее и безопаснее, но время от времени ситуация развивается по принципу "одно вылечиваем, другое калечим". Но вынудить урбанистов признать это оказалось очень сложной задачей.
Веб-сайт " Недвижимость" ведает, как конфигурации городской среды сразу приносят и пользу, и вред здоровью, и почему урбанисты терпеть не могут о этом говорить.
Никто не желал говоритьОбычно наш текст начинается сходу, без отступлений и предисловий, но этот раз – особый.
И до того как приступить к изложению его основной части, мы поведаем, почему решили его писать и как у нас эта затея чуть не сорвалась.
Не все знают, что журналисты – тоже люди, у каких есть руки, ноги и остальные положенные человеку органы.
В конце лета один из членов редакции " Недвижимость" побывал у доктора с целью планового техосмотра организма.
В числе остального доктор направил внимание на зарождающееся плоскостопие и тем стал идейным вдохновителем этого текста.
Дело в том, что в возникновении плоскостопия доктор нежданно обвинил безбарьерную среду в городке.
Ровненькие дорожки, отсутствие лестниц, камешков, корней и остальных препятствий, для преодоления которых предусмотрены наши ноги.
Да, наше перемещение становится удобным, но сами ноги – расслабленными и… плоскими.
Когда эта информация попала в редакцию, мы решили написать обо всех таковых побочных эффектах благоустройства.
Мы провели мозговой штурм, пытаясь еще до обращения к профессионалам сами вычислить подобные ситуации – и вспомнили много.
Хрестоматийный пример – это "город для машин", в каком ради скорого перемещения личного транспорта расширяли дороги и вырубали деревья, но получили ужасную экологию, пробки, рост числа людей с ожирением и ещё целый букет заморочек, которые урбанистика пробует решить до этого времени.2-ой пример намного свежее: как раз в борьбе с пробками и личными авто людей стали всячески пересаживать на публичный транспорт, который в критериях пандемии (ну и обычных сезонных эпидемий тоже) перевоплотился в самый реальный рассадник заразы.
Ну и много еще чего же мы припомнили: и электросамокаты, и безопасные площадки, на которых детям не любопытно, ну и плоскостопие, с которого все началось…
И вот когда мы собрали эти примеры в кучу и обратились к профессионалам, началась наша боль.
Мы попросили урбанистов и остальных профессионалов в области городских преобразований откомментировать наши примеры, указать, "почему так вышло", "почему риск не был учтен", "как можно разрешить ситуацию" – так выглядели наши вопросцы.
Заместо ответа на нас посыпались отказы либо комменты не по теме.
"Для урбаниста сохранность – это основное" – "Но вот же неувязка" – "Не принципиально".
"В городке очень уплотненная стройка" – "Что?
" – "Ну вот так".
"Мы прокомментируем в иной раз" и т. д..Складывалось воспоминание, что мы случаем наткнулись не то на военную тайну, не то на кого-либо вроде Волан-де-Морта, которого нельзя именовать.
Мы уже были готовы писать редакционную колонку про то, что урбанисты никогда не признают ошибок, даже ежели их сделали совершенно остальные урбанисты, так как у их братство, как у масонов, но здесь нам все-же пришел ответ.
А позже к тому же еще.
В их специалисты сетовали, что тема непростая, но принципиальная, потому, возможно, иным не захотелось ее комментировать.
Словом, пусть и в муках, но текст родился, специалисты поведали нам о том, как отличные начинания обращались нехорошими последствиями, правда, ни один из примеров, которые мы "накреативили" в процессе мозговых штурмов, в ответах не возник, зато специалисты привели собственные примеры, за что им большущее спасибо.
ЛифтозависимостьЛифты – один из оплотов безбарьерной среды, лишь благодаря им люди расслабленно могут жить в высотках вне зависимости от уровня собственной мобильности.
Но у лифтов есть и "черная сторона".
Поточнее, она есть у того, как лифты изменили жизнь горожан: посреди последствий можно выявить сходу два негативных фактора.1-ый очевиден: там, где можно ездить, люди не прогуливаются, другими словами меньше двигаются.
Лифты значительно убыстрили передвижение по зданию, но убрали движение.
Неподвижный стиль жизни стал проклятием современности, его прямо либо косвенно винят в большинстве болезней – от сердечно-сосудистых до депрессий, отмечает основоположник строительной мастерской "Арканика" Никита Выходцев.
"Люди специально прогуливаются в тренажерные залы, задумываются, как закрыть "круги активности" на часах, заместо того чтоб просто подымать и спускаться по лестнице.
Укрепил эту ситуацию тот факт, что в зданиях с лифтами обязано быть как минимум 2 лестницы, строго надлежащие пожарным нормам, а означает изолированные в лестничные клеточки.
Не достаточно какой заказчик захотит растрачивать квадратные метры на парадную приглашающую лестницу, которая могла бы стать сердечком строения либо публичного места, потому интуитивно выбирается лифт", – добавляет он. Вправду, лифты "попортили" нам лестницы, соглашается управляющий по развитию бизнеса проектной компании Genpro Анастасия Остапенкова.
На нынешний день ширина лестничного марша, высота ступеней и ширина самой ступени регламентируется СП 1.131.30. В большинстве современных спостроек ширина лестничного марша 1,2 метра, что само по себе незначительно, при всем этом уклон менее 1-го к одному, конкретно таковой уклон почти всегда и строят.
Такие лестницы в качестве эвакуационных выходов разрешают спастись в случае пожаров либо остальных чрезвычайных ситуаций, но они не созданы для удобного каждодневного подъема и спуска по ним.
При обыкновенной ходьбе по ним быстро учащается сердечный ритм и человек утомляется, в особенности это ощутимо старыми людьми.
"Ежели же мы вспомним строения прошедшего века, то там исторические лестницы совершенного остальные, они создавались удобными для шага.
К примеру, в коттедже на Большой Дмитровке, дом 9, ширина лестничного марша парадной лестницы составляет 2 метра, при всем этом высота ступеней всего 140 мм, а ширина – 310 мм. На таковой лестнице при ходьбе вы становитесь полной стопой на ступень, пятка не свисает и для вас комфортно по ней шагать.
Понижается перегрузка на позвоночник, а за счет маленький высоты ступени нет лишней перегрузки на кардиосистему во время ходьбы", – разъясняет Остапенкова.
Шведский детский парадоксШвецию, ну и вообщем Северную Европу, принято считать кое-чем вроде главенствующего примера для подражания: самые безопасные и удобные городка – там.
Никакая северная погода не способна этому помешать.
Но оказывается, можно и тут отыскать нежданные последствия "наилучших целей".
В Швеции была история, когда под давлением родительских объединений власти ввели обязательное ношение велошлемов для малышей до 16 лет, ведает урбанист, основоположник "Лаборатории гражданской инженерии" Петр Иванов.
"В итоге это привело к массовому отказу подростков от велотранспорта, по неожиданной причине: им не нравилось, что шлем выдает их возраст "типа едешь и все лицезреют, что ты маленький".
А это в свою очередь привело к росту ожирения и сердечно-сосудистых болезней у малышей.
При том, что практически велошлемы не выручают от травм и смертей – в случае трагедии просто изменяется причина погибели", – говорит он. Ситуация значительно не поменялась и по этот день, на данный момент шведы активно отыскивают пути возвращения продростков на велики, отметил Иванов.
Нужно огласить, что малышей в городках в особенности стремятся защитить от всего попорядку, и это рвение сказывается на их, не постоянно положительно.
Наверняка, самый хрестоматийный пример – это борьба за сохранность детских площадок.
По мнению кандидата педагогических наук, докторанта РГПУ им. Герцена, психофизиолога, управляющего поликлиники "Прогноз" и центра "Логопрогноз" Виктории Ефимовой, почти все современные детские площадки из-за рвения к их полной сохранности не могут обеспечить детям нужные условия для развития.
"Развитие детского мозга происходит в итоге взаимодействия с окружающей средой, что может быть благодаря двигательной активности.
Ежели размер спонтанных движений в жизни малыша резко миниатюризируется, он оказывается в группе риска: его тело и мозг перестают управляться с простыми ежедневными задачками", – отмечается в одной из ее работ.
Говоря о лишней заботе о сохранности, граничащей с бредом, сходу задумываешься о детских площадках, соглашается с мыслью Выходцев.
Для сенсомоторного развития в ранешном возрасте чрезвычайно принципиально знакомиться с различными типами природных мателов: песок, камень, вода, грязюка – лишь 1-ое, что приходит на разум.
Большая часть городских малышей лишены способности знакомства с природой в естественной среде, а в фаворитных игровых зонах на данный момент есть лишь прорезиненное покрытие и пара горок.
Естественно, это в сотки раз уменьшило количество разбитых коленок и ободранных локтей, но играя с супербезопасным оборудованием, ребенок не получает навык самостоятельной оценки травмоопасности игр, не обучается координации и точно теряет возможность самому выдумывать условия игры, рассуждает он. Дыхание городаГородской воздух – отдельная боль, о которой молвят уже почти все годы.
Кажется, вообщем все, что происходит в мегаполисах, плохо сказывается на качестве воздуха.
И как бы на данный момент много делается для того, чтоб вернуть все в норму, но некие преобразования все равно делают ужаснее.
Пример этого, который выявила эпидемия, – неоткрывающиеся окна высотных спостроек, ведает Выходцев.
Инженерные системы приточной вентиляции вытеснили вентиляцию естественную во почти всех зданиях.
В высотках открывать окна просто нет смысла из-за богатства автомагистралей, смога, огромных габаритов панорамного остекления и накладности устройств для их открытия.
При всем этом проветривание при помощи открытия окон остается самым легким и действенным методом обновления воздуха в помещении.
Загрязнение воздуха, сухой кондиционированный воздух снутри помещений вызывают развитие болезней органов дыхания, в том числе рака легких, а искусственные загрязнители (от бытовой химии до санитайзеров) содействуют аллергизации, предупреждает в свою очередь основной доктор "Инвитро-Москва" Сергей Хомячков.
Световой ударОсвещенные улицы числятся образцом сохранности.
Принято считать, что хоть какое гипотетическое зло, в том числе и правонарушители, предпочитают тень и сумрак, а броский свет гарантирует безопасный путь домой по ночному городку.
По сути это правильно, но обратная сторона медали тоже есть, и имя ей – световое загрязнение.
Естественный дневной свет более ограничен для человека, самая верная цветопередача – конкретно при дневном свете.
Его излучение сплошное по всему спектру.
Лампы накаливания более приближены по собственному излучению к дневному свету, разъясняет Остапенкова.
Их диапазон излучения тоже сплошной, он приближен к красно-желтому свету, да и зеленоватая, и голубая палитра в их тоже заданы сплошным диапазоном.
Потому лампы накаливания, так же как и открытие источники света – свеча и огонь – наиболее удобны для восприятия человека.
"Наиболее современные светодиодные либо люминесцентные лампы являются энергосберегающими и отлично экономят электроэнергию, но они наименее удобные для глаза.
Их диапазон излучения наиболее рваный.
В люминесцентных лампах больше желтоватого и зеленоватого диапазона, а у светодиодов – голубого.
В быту человек привык уже к использованию энергосберегающих источников света.
Но таковой свет для нас не ограничен", – уточняет она.
Другими словами мы имеем конфликт неплохого и неплохого: или экономим энергию и бережем окружающую среду, или сохраняем людям здоровые глаза.
Это не преувеличение, подчеркивает Остапенкова.
При продолжительном чтении во время люминесцентного либо светодиодного освещения у человека может болеть голова, ухудшаться самочувствие.
Потому докторы советуют более удобный для человека сплошной диапазон освещения.
В эталоне – дневной свет, ну либо применять лампы накаливания.
В городское среде высок уровень светового загрязнения, соглашается Хомячков.
Уличное освещение, освещение в квартире, кабинете, неизменное взаимодействие с экранами девайсов, – все это приводит к сложному каскаду реакций нарушения секреции меланопсина в сетчатке, продукции мелатонина эпифизом, что, в свою очередь, вызывает десинхроноз – расстройство циркадных ритмов смены дня и ночи.
Приобретенный десинхроноз приводит к приобретенной вялости, и даже к развитию рака, предупреждает он. Так что световое загрязнение – это не шуточка не еще одна "престижная тема в сфере ЗОЖа", а реально существующая угроза.
Равно как и недостаточно освещенные улицы, так что в данном случае мы в очередной раз наткнулись на повод для поиска компромисса.
Завершающий штришок: депрессияТак уж вышло, что тема ментального здоровья на данный момент в мейнстриме, а городская жизнь, к огорчению, часто становится предпосылкой для различного рода расстройств.
Их великое множество, и для самого известного и 1-го из самых томных болезней – депрессии – есть множество обстоятельств, потому опрошенные специалисты окрестили просто одну из их. Городская архитектура в большей части представлена зданиями с однообразными поверхностями, а высочайшая плотность стройки нередко не дозволяет глазу разглядывать далековато расположенные объекты, сложные строительные и природные формы, разъясняет Хомячков.
"Все это - неблагоприятная зрительная среда.
Она вызывает развитие приобретенного дистресса, вялости, раздражительности, депрессии, которые удачно лечатся конфигурацией зрительной среды, добавлением в нее частей естественной природы, к примеру, деревьев, также созданием замысловатых ярчайших строительных объектов", – добавляет он. О этом эффекте молвят не только лишь докторы, да и сами урбанисты.
"Это глобальная история с индустльным домостроением, благодаря которому мы научились делать осторожные однообразные панельные дома с ровненькими фасадами ну и открыли ворота для новейших обстоятельств депрессии и тревожных расстройств.
Из-за монотонности зрительного ряда, глазу не за что зацепиться, мозг ощущает дезориентацию, долгое пребывание в дезориентации содействует развитию патологии", – сетует Иванов.
Возможно, такового рода открытия будут и в предстоящем: когда очевидно благое начинание добивается собственной основной цели, но нежданно показывает очень ненужный побочный эффект.
Основной вывод, который можно сделать из этих наблюдений: принципиально знать о их, принципиально выслеживать не закрывать глаза.
В конце концов, создание удобного городка – это не тот процесс, который можно в один прекрасный момент окончить, он длится, пока существует сам город.