Градостроители во всем мире на данный момент стараются ввести концепцию 15-минутного городка, которая предполагает шаговую доступность от места жительства до главных соц благ для каждого человека. Может быть ли такое в крупном городе с исторически сложившимися центрами притяжения?
Как адаптировать московские "спальные районы" под современные вызовы?
И необходимо ли русской столице "Сколково" в каждом районе – о этом урбанисты и архитекторы рассуждают на страничках веб-сайта " Недвижимость".
Исторически Москва – это город кластеров и спальных районов, который на данный момент переживает перерождение.
Закрылись большие фабрики, которые ранее делали рабочие места и были центрами притяжения, на их месте вырастают новейшие жилые кварталы.
Присоединилась новенькая Москва, вырос высотный "Сити" и инноваторское "Сколково".
С одной стороны, на волне перемен город можно адаптировать под самые современные требования, с иной – у него есть довольно твердый основа, к примеру, большие жилые районы на окраинах, маршруты метро, исторический центр, сформировавшиеся кластеры.
Может быть ли при всем этом умеренно насытить город благами, до которых хоть какой обитатель сумеет дойти пешком?
И как это сделать?
Опрошенные специалисты считают, что тут нет ничего недосягаемого, но каждый дает собственный путь развития для Москвы.
Кластер как свобода выбораВ Москве есть несколько исторически сложившихся кластеров: спортивный в "Лужниках", ресторанный на Патрших прудах, деловой в "Сити" и остальные.
Это никак не противоречит концепции 15-минутного городка, а напротив, делает обилие и свободу выбора, считает управляющий группы компаний UNK Юлий Борисов.
Две концепции развития – кластерная и "пятнадцатиминутного городка" – не противоречат, а дополняют друг дружку.
Избранная зона для проживания обязана помогать человеку реализовывать его главные устремления, амбиции.
Так, деловые люди выбирают для жизни "Москву-Сити", семейные – наиболее тихие зоны, спортсменам комфортнее в спортивном кластере.
При всем этом для удобства горожан в каждом районе в шаговой доступности нужен набор базисных функций, которыми люди пользуются в режиме 24/7: соц инфраструктура, торговые точки, места для отдыха.
А вот без изредка используемых объектов вроде кладбищ либо больших учреждений культуры снутри района возможно обойтись.
Таковым образом, кластер помогает выявить нрав каждой местности, а концепция 15-минутного городка дозволяет обеспечить обитателей всеми подходящими функциями.
В Москве уже много локальных кластеров.
Они сформировались как в старенькых обжитых районах, так и в суперновых, но за границами третьего и 4-ого колец нет явной кластеризации территорий.
В имеющихся кластерах уже реализована концепция 15-минутного городка.
Местность можно обойти за 15-20 минут, районы обеспечены не только лишь рабочими местами, да и жильем, заведениями общепита, магазинами.
Основной плюс кластеров в том, что они разрешают аккумулировать творческую энергию людей и дают им возможность реализоваться.
Возникает эффект синергии, когда в итоге сложения 1+1 получится не 2, а 5. Так, обитатели бизнес-кластера могут зарабатывать больше средств, спортивного – достигать наиболее важных результатов.
Не считая того, концепция кластеров дозволяет наиболее быстро и отменно развивать местности.
Люди соображают, куда и для чего они переезжают, каких целей добьются.
Модель 15-минутного городка вызволяет время и энергию обитателей, понижает нагрузку на транспорт и в целом трафик.
Она нацелена на гармоничное развитие не только лишь местности, да и каждой личности в городской среде.
Принципиально осознавать, что всех обитателей не получится трудоустроить на местности района.
Кто-то все равно будет ездить в остальные части городка, к примеру, работники узеньких специальностей вроде нейрохирургов.
Все совместно это дозволит разгрузить город от лишнего трафика, заполнять местности содержанием и необходимыми для обитателей функциями.
Москва – не ЕвропаПеренимая удачные европейские практики, принципиально держать в голове, что Москва во многом различается от западных крупных городов, потому ряд нововведений сработает по другому, а методику и определенные шаги придется адаптировать под местную действительность.
Но это не значит, что в Москве не будет работать концепция 15-минутного городка, говорит управляющий мастерской "Арканика" Никита Выходцев.
Кластерный подход складывался в протяжении веков – еще в Старой Греции в полисах выделялись разные многофункциональные зоны.
Концепция 15-минутного городка возникла в прошедшем столетии, когда городка разрослись и передвижение из точки А в точку Б стало отымать чертовски много времени.
Мысль 15-минутного городка не опровергает значимость кластеров, но призвана сделать городское место удобным и легкодоступным для горожан, исключить необходимость растрачивать время на выполнения рутинных задач.
При всем этом конкретно кластеры, исторические индивидуальности и культурные отличия каждого района, разрешают сохранять различным территориям идентичность, которая так просто уничтожается "стандартизацией".
В отличии от почти всех остальных городов Рф Москва значительно преуспела в "пятнадцатиминутной" концепции городка, кроме расположения рабочих мест.
Малыши обучаются почаще всего по прописке; поликлиники, магазины и почта распределены умеренно; фактически в каждом районе есть парк и местный торговый центр.
Необходимость создавать рабочие места в шаговой доступности относится к развитию малого и среднего бизнеса, к созданию "локальных" брендов и равномерному развитию городской среды.
Много ли вы понимаете высококачественных несетевых ресторанов меж ТТК и МКАДом?
А большая часть горожан живут конкретно в данной части Москвы.
А сейчас вспомним Италию, где любом городке в каждом квартале есть домашний ресторан, куда прогуливаются местные.
В один прекрасный момент подруга, живущая на Сицилии, посоветовала мне ресторан Il gabbiano, мы оказались единственными не местными, тем паче иностранцами!
Либо иной пример – в одном из районов Лондона есть магазин древесной мебели, где ее изготавливают на заказ и доставляют лишь по району на велике, чтоб поддерживать местных производителей.
Эти примеры иллюстрируют, что чем больше компаний и разных рабочих мест создаются в различных частях городка, а не только лишь в центре, тем активнее развиваются районы, потому что они начинают жить не только лишь днем и вечерком, когда люди еще находятся дома.
Вопросец расположения жилища и работы в Рф различается от Европы, откуда пришла концепция 15-минутного городка.
В Европе обширно всераспространена длительная аренда жилища у страны, где у арендатора есть контракт, фиксирующий его права.
В то же время в Рф аренда – принужденный фактор, и большая часть горожан стремятся приобрести собственное жилище даже в кредит.
Потому ежели в Европе смена квартиры в зависимости от расположения работы либо учебного заведения – обыденная практика, в Рф таковая возможность есть в основном у юного, платежеспособного населения, кто еще не накопил на 1-ый взнос по ипотеке.
В то же время тенденции 2020-2021 года с "удаленкой" и смешанным типом работы понижают значимость расстояния меж домом и кабинетом.
Как Париж, не как ЛондонМосква похожа на Париж, но сильно различается от Лондона из-за исторических качеств развития этих городов.
Потому французские практики для нас будут наиболее действенными, считает сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро.
На данный момент, по официальным данным, Москва – город с популяцией в 12,5 миллиона человек, а ежели брать числа по покупаемым продуктам – 25- либо 30-миллионный.
Это большая для Европы агломерация, сопоставимая лишь с Парижем и Лондоном.
Такие городка не могут быть построены по некий одной концепции, так как они уже определенным образом сформировались.
На данный момент в Москве сразу есть и достаточно устаревшая "кластерная система" (она же – функциональное зонирование), и есть некое устройство социальной пространственной жизни, где главные ежедневные потребности решаются в пределах 15-минутной доступности.
Более успешной мне кажется концепция полицентрического городка, как, к примеру, Лондон (в отличие от него Москва и Париж – классические примеры моноцентрического).
Большой Лондон образовывался методом поглощения различных малеханьких городков, где были свои сложившиеся центры и улицы.
Это и на данный момент сохраняется в структуре городка, потому Челси различается от Ноттинг-Хилла, а Гринвич от Стратфорда.
Любой из районов имеет собственный бэкграунд, собственный образ, рыночную стоимость, центры и подцентры, рестораны и "портрет обитателя" (в Челси когда-то обитала древняя аристократия, в Ислингтоне – интеллигенция и артистическая богема).
Город проницаем, любой из районов самодостаточен и имеет свое лицо.
Лондон – практически нескончаемый город, где для вас везде любопытно.
А когда вы приезжаете в собственный район, там точно есть парк, места шопинга, несколько не плохих ресторанов, фитнес – для вас не надо куда-то специально ездить за высококачественной инфраструктурой.
Хоть какой из районов предоставляет доброкачественную и различную жизнь.
Крупная часть находится ваших потребностей находится в 15-минутной доступности.
Ежели поглядеть на Москву либо Париж, то тут иная история.
Здесь есть достаточно плотное и сложившееся историческое ядро и периферия (в Париже почаще социально неблагополучная).
Так как Москва исторически развивалась как промышленный город, тут постоянно были зоны со собственной специализацией.
Хамовники когда-то были местом мед учреждений (институтов, клиник), Кузнецкий мост – концентрация ресторанов (город показывает поразительную устойчивость!
) В историческом развитии были промышленные зоны, жилище и развитый симпатичный центр.
Мы осознаем, что в современном градостроительстве любой из удаленных районов обязан иметь наибольшее количество функций, чтоб город был полицентрическим.
О этом мы говорим крайние 30 лет.
Но планировочная структура генплана Москвы устроена так, что достаточно трудно бросить центр и развить настоящие и конкурирующие либо хотя бы устойчивые доп центры.
Ежели в полицентрическом городке есть кластеры либо функциональные районы, которые снутри имеют различные ежедневные сервисы, и при всем этом различаются друг от друга, тогда они делают синергию – различную городскую среду, где для вас любопытно находиться, принимать гостей либо ездить в гости.
Что дает концепция 15-минутной доступности?
В русское время это был, быстрее, идеологический постулат, который изредка соблюдался – то не было школ, то еще чего-то. Современная 15-минутная доступность появилась в достаточно "сытой" Европе, когда люди задумались о качестве жизни и пересели на другой транспорт.
На данный момент эта история связана с экологичным взором на жизнь.
Во-1-х, это устойчивое развитие и минимизация издержек – мы не тратим свои время и средства впустую.
2-ой момент, мы передвигаемся пешком, или на велике либо самокате, исключая из городка излишние пробеги, в том числе авто загрязнение и прочее.
Мы экономим свое время, минимизируем издержки, мы не должны будем создавать нескончаемые авто, придумаем что-то наиболее полезное.
Таковым образом, более устойчивой и экологичной будет стратегия развития полицентрического городка с системой 15-минутной доступности всех нужных сервисов.
Меж этими 2-мя историями противоречий нет – потому что они ориентированы на решение задач различных масштабов.
Крупный город – это разнообразиеГорода, а тем паче мегаполисы – это, на самом деле, итог решения множества людей жить в одном месте.
Чтоб жить в их уютно, необходимо сначала принять и научиться применять достоинства контраста среды и способностей.
Ну либо перебраться за город, считает директор АНО "Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве" Вера Бурцева.
Давайте ответим на основной вопросец сотворения жилой среды: человек, живущий в кластере либо в среде 15-минутной концепции, сумеет удовлетворить свои потребности и самореализоваться?
Живет ли он в историческом центре, либо в спортивном кластере – ответ постоянно положительный.
Основное отличие городка от деревни либо села – обилие.
Потому то, что Москва уже состоит из кластеров, позитивно отражается на среде не может расцениваться как недочет.
Я бы рекомендовала бросить все как есть, а людям переезжать из Москвы в малые городка – имеющиеся либо вновь сделанные – на свежайший воздух, поближе к природе и земле.
А Москву не надо трогать: она развивается по законам бизнеса, где место человека далековато не 1-ое. Другое дело, что есть предпочтения по району и по той среде, которая там сложилась исторически.
Кажется, что, если б мы на данный момент пересобрали Москву из кластеров, мы могли бы избежать таковой разнородности.
Но с иной стороны, в таковой разнородности и проявляется обилие.
Воля бизнеса и властиГород может и желал бы трансформироваться лишь за счет действий и предпочтений обитателей, но в действительности это так не работает.
Чтоб поменять сам принцип организации жизни в крупном городе, нужны решения городских властей и больших компаний, считает управляющий бюро Basis Иван Охапкин.
Ежели мы говорим о концепции кластеров, то это не попросту деление на зоны, а объединение территорий по некоему принципу в отдельный организм, который способен делать определенные задачки и давать эффект.
На формирование и назначение кластеров влияют самые различные причины – транспортные, политические, антропогенные, денежные, климатические, они же влияют на их трансформацию.
По сути этот процесс происходит естественным образом: опосля того, как центральные кабинеты Бмв и Мерседес переехали на Ленинградку, там сконцентрировалось кафе, рестораны, фитнес-центры, вокруг выросли новейшие комплексы с инфраструктурой.
После открытия на Варшавском шоссе бизнес-центра "Даниловская мануфактура", тут возникла насыщенная инфраструктура, которой могут воспользоваться обитатели всего района (кафе, бары, бани).
Даже строительные бюро в некий момент переехали из центра (с "Красноватой Розы" на Тимура Фрунзе) в наиболее доступные кабинеты в арт-кластерах, появившихся на месте промышленных зон – на Artplay, Винзавод, завод Рассвет.
Оказалось, что не непременно посиживать в самом центре.
И это на сто процентов изменило жизнь людей вокруг этих кластеров – в их доступе возникли отличные рестораны, книжные магазины, образование, выставки, событийная программа.
За крайние 10 лет люди отлично научились разбираться в недвижимости, и у девелоперов на данный момент суровая конкурентнсть меж собой, качество их продукта становится объективно выше.
Ежели на уровне правительства Москвы будет принята политика 15-минутного городка, то девелоперы в новейших ЖК ее "докрутят".
В принципе, и трудности уже сформировавшихся районов можно решить, пересмотрев функции спостроек либо пространств, но на это нужен запрос властей городка.
В этом смысле разработка мастер-плана под каждый район либо проект – еще наиболее эластичная стратегия развития, чем твердый генплан.
Лишь ленивый на данный момент не говорит о децентрализации.
Уже все соображают, что "спальные" периферийные районы были брутальными, так как людям там нечего было делать.
А когда человеку нечего делать, он находит себе не самые отличные занятия.
Верная стратегия – развивать не только лишь центр, а создавать неповторимые места, точки притяжения в удаленных районах и развивать транспортные связи меж районами.
Равенство и микромобильностьВ постковидную эру особенное место стала занимать микромобильность – другими словами тот 15-минутный город с шаговой доступностью до главных сервисов.
По этому пути на данный момент идут почти все городка, но их успехи на данном поприще можно считать переменными, так как очень принципиально соблюдать принцип равенства всех районов в способности получать доступ к услугам, отмечает глава строительного бюро MAD Architects Мария Николаева.
Каждый город должен делать 6 функций: жилую, рабочую, снабженческую, образовательную, рекреационную, социальную.
Все ежедневные потребности человека должны быть в пределах 15 минут пути пешком либо на велике, а важнейший элемент данной головоломки – обеспечить рабочее место рядом с домом.
Сейчас у большинства горожан на дорогу до работы и обратно уходит 1-3 часа в день, которые можно было бы издержать с большей полезностью.
В мире есть множество крупных городов, которые попробовали воплотить идею 15-минутного городка на практике, и им удалось сделать это в той либо другой степени.
Мельбурн, Оттава, Детройт, а не так давно и Париж – только некие положительных примеров.
При всем этом принципиально осознавать, что внедрение модели 15-минутного городка будет действенным лишь при условии сотворения равноценных по качеству, доступности и удобству точек развития.
Идеи полицентризма работают, когда человек не ощущает, что оказался снутри наименее удобной среды, чем обитатель примыкающего района.
Что будет, когда волны пандемии закончится?
Естественно, городская ткань Москвы очень трудно структурирована для внедрения моноконцепций.
В столице мы лицезреем смешение различных подходов к работе с местом и, пожалуй, это более действенный подход сейчас.
Вообщем, некие идеи 15-минутного городка могут оказаться очень полезными для понижения перегрузки на инфраструктуру, профилактики новейших эпидемий, укрепления соц связей и смены тренда атомизации на тренд сотворения локальных комьюнити.
Пляшем от рабочих местКластерная схема развития призвана решать задачки экономического роста, а модель 15-минутного городка отвечает за удобство обитателей.
Но у их есть точки пересечения, главной из которых является создание рабочих мест в шаговой доступности от жилых кварталов, считает соучредитель группы компаний "Центр" Сергей Георгиевский.
Диверсификация рабочих мест не сводится к размещению только головных кабинетов больших компаний.
На данный момент в Москве активно развиваются креативные кластеры, есть потенциал для сотворения технопарков.
При этом территольно и креативные кластеры, и технопарки приурочены к утратившим свое назначение фабричным зонам, которые размещены в срединной и периферийной зонах городка, приближенных к "спальным" районам.
Таковым образом, шанс на создание принципиально новейших рабочих мест есть, нужно им пользоваться, не забивая все освобождающиеся городские места жильем и торговлей.
Более остро неувязка сотворения новейших рабочих мест в зоне удобной доступности стоит для городов-миллионников, в городках наименьшего размера доступность уже имеющихся рабочих мест и вновь создаваемых, обычно, выше.
Концепция же 15-минутного городка призвана не столько понизить перегрузки на транспорт, в том числе публичный, сколько отдать жителям право выбора: работать рядом с домом в пешей доступности либо в зоне удобной транспортной доступности.
При всем этом постоянно найдутся люди, готовые для увлекательной либо высокооплачиваемой работы жертвовать личным временем, растрачивая его на дорогу.
Почти все европейцы и америкосы при смене работы сразу меняют и место проживания.
Россияне чрезвычайно привязаны к собственному жильу, потому традиционно могут ради работы поменять город, но изредка место проживания, кроме тех, кто не имеет неизменного жилища.
Может быть, с возникновением новейших форматов жилища (арендное жилище, коливинги и прочее) мобильность россиян повысится и они закончат быть привязаны к одной локации.
Пока такового нет.
В заключение необходимо выделить, что любой из опрошенных профессионалов отмечал: ни один город не развивается в согласовании с совершенно сверенной концепцией.
Сколько бы девелоперы, урбанисты, городские власти и сами обитатели не планировали, город постоянно выходит за рамки этих планов и развивается по-своему.
Потому не надо расстраиваться, ежели вы живете не видите вокруг себя полного соответствия полюбившейся концепции – это значит лишь то, что настоящая жизнь в очередной раз "перехитрила" все планы.