У православных 6 июля праздничек – день памяти Владимирской иконы Божией Мамы. Уже который год этот образ – один из самых почитаемых в Рф. Владимирская икона Божией МатериЭтот лик – одна из самых важных святынь российского народа.
Его большущее значение признают не только лишь глубоко верующие христиане, да и те, кто достаточно далек от религии.
А сущность дела людей к ней, пожалуй, идеальнее всего выразил священник и философ Павел Флоренский.
"Вот, я смотрю на икону, – писал он, – и… как чрез окно, вижу я Богоматерь и Ей Самой молюсь, лицом к лицу, но никак не изображению.
Да в моем сознании и нет никакого изображения: есть доска с красками, и есть Сама Матерь Господа.
Окно есть окно…
А за окном — видение Пречистой.
Иконописец показал мне Ее, он отверз завесу, а Та, Кто за завесой, — предстоит объективною реальностью".
И вправду, Владимирская, наверняка, – более почитаемая из всех икон.
Считается, что в протяжении веков она оберегала Русь от противников, лечила от томных недугов.
И поэтому стала эмблемой надежды и спасения.
ПраздникИменно потому празднование в ее честь проводится аж трижды в год: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.
Они все посвящены знаковым историческим событиям, участницей которых была святыня.
Так, 8 сентября отмечается Сретение Владимирской иконы Божией Мамы, отсылающее к XIV веку.
В 1395 году вплотную к Москве подступил Тамерлан.
Его войско, известное собственной жестокостью и беспощадностью к противникам, сильно превосходило российские силы.
Для поддержания морального духа митрополит Кипн повелел доставить в столицу Владимирскую икону.
Встречали ее на Кучковом поле (сегодняшний район Лубянской площади).
И скоро вышло волшебство: войско Тамерлана отступило.
По преданию, знаменитый завоеватель увидел во сне Деву в окружении ангелов, держащих пламенные клинки.
Она отдала приказ ему бросить город.
Тамерлан решил не противиться суровому знамению.
После чего на Кучковом поле в честь данной встречи (сретения) был построен Сретенский монастырь и установлено всенародное празднование.
Последующее волшебство вышло наиболее 100 лет спустя.
В 1521 году покорить Москву вознамерился крымский хан Мехмед Гирей I. В этот раз к помощи вида прибег князь Василий III.
С того времени 3 июня церковь славит Пресвятую Богородицу, а сей день считается торжественным.
И, в конце концов, третье событие.
В конце XV века Российское правительство решило избавиться от многолетний зависимости монголо-татар.
Столичный князь Иван III отказался платить дань ордынцам.
Это, естественно, не могло остаться безнаказанным.
Хан Ахмат отправился в очередной раз "воевать Русь" и разбил лагерь на берегу реки Угры.
А на противоположном берегу расположились российские войска.
Конкретно туда в летнюю пору 1480-го принесли Владимирскую икону и отслужили около нее молебен.
После чего начали являться различные знамения, Ахмат был серьезно испуган.
Он скоро отступил, а Русь в конце концов избавилась от долголетнего неволья.
В память о этом 6 июля во всех церквях Рф до этого времени проходят праздничные службы.
А верующие с особенной благодарностью обращаются в молитвах к небесной заступнице.
ИсторияСогласно церковному преданию, Владимирская икона написана апостолом и евангелистом Лукой.
Считается, что образ выполнен на доске от стола, за которым посиживали Христос и Богородица.
До середины V века она оставалась в Иерусалиме, потом попала в Константинополь.
А в 1131 году икона была прислана в подарок князю Юрию Долгорукому от патрха Вселенского Луки Хризоверха.
Сначала она находилась в женском Богородичном монастыре городка Вышгорода, недалеко от столицы Киевской Руси.
Но скоро отпрыск Долгорукого Андрей Боголюбский перевез (некие историки считают – украл) образ в свои Залесские владения.
Так в 1155 году икона оказалась поначалу в его резиденции в селе Боголюбово, а потом – во Владимире-на-Клязьме.
Святыню князь расположил в специально построенном для этого Успенском соборе.
Она стала главной святыней храма и с того времени получила свое наименование – Владимирская.
По приказу князя Андрея реликвия была украшена драгоценным окладом.
Икона сопровождала Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году.
Но спустя 12 лет князь был убит, а дорогой оклад – украден.
Икона оказалась в руках рязанских князей.
Только опосля победы младшего брата Боголюбского, Миши, святыня вновь возвратилась во Владимир.
О том же, когда она была перенесена в Москву, историки спорят.
Большая часть сходится на том, что вышло это в 1480 году – опосля стояния на реке Угре.
Тогда Владимирскую установили в новеньком кремлевском Успенском соборе – справа от королевских ворот.
Конкретно стоя перед ней в 1552 году Иван Суровый возносил свои молитвы перед походом на Казанское ханство, а по возвращении совершал благодарственные молебны.
Даже составляя духовное завещание, правитель обращался к Владимирской иконе.
Называл ее "державы Руския заступление" и завещал своим детям жить так, чтоб Бог был с ними "молитвами…
Богородицы…
и милостию честнаго Ея вида иконы Владимирская".
Образ посодействовал и в 1598-м, когда к Новодевичьему монастырю пришел крестный ход, а просители умоляли сесть на престол шурина Сурового – Бориса Годунова.
Новенькая страничка истории Владимирской иконы началась опосля революции.
В 1918-м ее взяли на реставрацию, а восемь лет спустя передали в Муниципальный исторический музей, откуда потом попала в Третьяковскую галерею.
А ее дорогие золотые оклады экспонируются в Оружейной палате Кремля.
То, что образ, которому без малого тыща лет, уцелел опосля стольких перипетий, – самое основное волшебство.
Сейчас он находится в храме-музее Святителя Николая Чудотворца при все той же Третьяковке.
За микроклиматом (поддержанием неизменной температуры и влажности) в помещении смотрят особые датчики, а защитой от повреждений служит особо крепкое стекло.
Значение иконыЗначение Владимирской иконы для православных верующих трудно переоценить.
За прошедшие века она стала истинной "заступницей" не только лишь страны, да и каждого человека в отдельности.
А ее значимость для российской государственности отлично иллюстрируют два факта.
Во-1-х, у данной иконы венчались на королевство все российские судари.
Во-2-х, в ноябре 1917-го, когда опосля долгого перерыва, страна вновь выбирала патрха, в храме Христа Спасателя была выставлена для всеобщей молитвы конкретно Владимирская.
ИконографияИконографически образ относится к искусству XI-XII столетия.
Этот иконописный тип именуется Елеус (Умиление).
Малыш Христос припадает щекой к щеке Мамы.
Она, в свою очередь, лаского обнимает Отпрыска, предвидя уготованные Ему мучения и скорбь.
Отличительная изюминка Владимирской от иных икон типа Умиление: левая ножка Малыша Христа согнута таковым образом, что видна подошва ступни, "пяточка".
Это делает образ в особенности неповторимым.
Почти все специалисты считают, что эта деталь была добавлена позже – во время одной из реставраций.
Считается, что настолько живые и лирические лики мог сделать только особо качественный мастер.
Но это – не единственное, чем примечательна эта икона.
На ее оборотной стороне изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей Христовых.
Предположительно их написали сначала XV века.
Некие высказывают догадки, что сделал это известный Андрей Рублев.
Другая точка зрения гласит, что Владимирская с самого начала была двусторонней.
Микроскопическое исследование показало, что оборотная сторона датируется XV веком.
А фон и буковкы были прописаны, может быть, в конце XIX столетия.
В 2013-м в процессе еще одного анализа было установлено, что под сегодняшним задним изображением, согласно сравнению рентгенограмме гвоздей, оставшихся от старенького оклада, было изображение некоего святителя.
Скорее всего, Николая Чудотворца.
Чем помогает иконаСтоль высочайшее значение Владимирской иконы – причина того, что верующие, обычно, молятся перед ней в самых различных ситуациях.
Требуют о помощи как в ежедневных делах, так и в минутки огромного горя.
Каноны и акафистыОбразу написано несколько церковных песнопений: тропарь, кондак, акафист и канон Пресвятой Богородице перед иконой "Владимирской".
Есть также и особая молитва.
Храмы соборыВ честь иконы названо много православных храмов.
Более узнаваемый и, пожалуй, самый популярный у паломников и туристов – Владимирская церковь в селе Быково Столичной области.
Это неповторимый эталон российской готики XVIII века.
На местности столичного Сретенского монастыря есть храм Сретения Владимирской иконы Божией Мамы, воздвигнутый в 1679 году на средства царя Федора Алексеевича.