Волшебство схождения Благодатного огня раз в год происходит...

Волшебство схождения Благодатного огня раз в год происходит накануне Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Что значит это событие для православных верующих, в чем его сущность и значение, откуда берется огонь по сути, почему загорается и как сходит, кто может попасть на церемонию в 2025 году – в мателе.

Благодатный огоньБлагодатный огонь сходит в храме Воскресения Христова в Иерусалиме каждую Великую Субботу накануне Пасхи.

Это огонь, который выносится из Гроба Господня на особенном богослужении.

"Изнесение из Кувуклии (часовня снутри храма, от греч.

"покой", "опочивальня".

- Прим.

ред.

) огня символизирует выход из Гроба "Света настоящего", другими словами воскресшего Иисуса Христа считается чудом.

Ритуал заключается в том, что во время празднования Пасхи святой огонь возжигается на гробе Иисуса Христа в Храме Гроба в Иерусалиме и потом передается верующим", – комментирует о. Сергий (Храмешин), ректор Славяно-Греко-Латинской Академии.

ИсторияБлагодатный огонь служит эмблемой Пасхи и веры для миллионов православных христиан по всему миру.

Согласно документальным источникам, 1-ые свидетельства о схождении Благодатного огня относятся к IV веку.

"Королева Лена, мама римского правителя Константина I, сделала путешествие в Палестину.

По легенде, Святой Дух привёл её к месту, где находилась гробница Христа и некогда был воздвигнут крест, на котором он был распят.

Константин I начал стройку тут храма, который позже перевоплотился в великолепную базилику и стал эмблемой принятия христианской веры Римской империей, – ведает Виталий Макаров, заместитель генерального директора Центра репатции "Герцль".

– Для того чтоб возвести этот храмовый комплекс, нужно было сначала повредить святилище Афродиты (Венеры): бытовало мировоззрение, что язычники намеренно выстроили его над местом упокоения Христа, чтоб стереть тем любые следы присутствия христианского бога".

По словам профессионала, византийская церковь, воздвигнутая Константином I, была освящена в 335 году и получила заглавие "Анастасис" ("Воскрешение").

Ее здание было сильно повреждено во время вторжения персов в 614 году, а позже – на сто процентов разрушено в 1009 году египетским халифом Аль-Хакимом би-Амруллахом.

Крайний, как молвят, был разгневан проводимой христианами церемонией Схождения Благодатного огня, которую посчитал мошеннической.

В 1048 году была перестроена крупная ротонда, обрамляющая гробницу, а спустя 100 лет крестоносцы воздвигли тут величавый храм в романо-готическом стиле и переименовали это место в "Гроб Господень".

"Одно из преданий гласит, что Благодатный огонь возник в итоге молитвы святителя Григория в IV веке.

Согласно этому преданию, святитель Григорий во время праздничка Пасхи молился на гробе Иисуса Христа и вдруг увидел броский свет.

Этот свет был признан чудом и стал эмблемой возрождения жизни и надежды", – ведает о. Сергий (Храмешин).

Другое предание утверждает, что Благодатный огонь возникает благодаря ангелу, который спускается на гроб Иисуса Христа и возжигает священный огонь.

Когда и где происходит"В субботний полдень, накануне празднования Воскрешения Иисуса Христа, от каменной плиты, на которую когда-то было уложено тело Христа, начинает исходить голубоватый свет.

Он поднимается ввысь, образуя колонну – пламенный столп.

От этого огня загораются две свечки, а от их, в свою очередь – сотки остальных.

Но перед сиим проходит ритуал, который начинают представители Армянской церкви, открывающие двери в храм", – объясняет Виталий Макаров.

В 2025 году правоверная Пасха выпадает на 20 апреля, потому Сошествие Благодатного огня ожидается в Великую Субботу 19 апреля.

О. Сергий отметил, что верующие считают церемонию великим чудом и почти все люди стают очевидцами этого действия уже в протяжении 16-ти веков.

Конкретно потому Сошествие Благодатного огня приковывает к для себя внимание и по этот день — церемония каждый год транслируется по телевидению во почти всех странах мира.

ЦеремонияЛитания (с греч.

"церковная церемония") святого огня начинается за день до начала православной Пасхи.

В это время тыщи людей независимо от конфессиональной либо вероисповеднической принадлежности собираются в ожидании сошествия огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

О том, как проходит церемония, поведал о. Сергий (Храмешин).

Служба начинается с крестного хода.

Иерархи направляются к Кувуклии через все знаковые места храма, обходя ее саму трижды.

Во время церемонии в храме гасятся все источники огня – свечки и лампады.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится незажжённая лампада с маслом.

Также, по всему ложу Гроба Господня раскладывают куски ваты, а по бокам — прокладывается лента.

Лишь опосля строжайшего осмотра израильской милицией на предмет наличия источников огня Кувуклия (часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается.

Иерусалимский патрх заходит в Кувуклию в одном полотняном подряснике, таковым образом, чтоб было видно, что он не проносит с собой в пещеру чего-либо, чем можно было бы зажечь огонь.

Ожидание схождения огня в различные годы продолжалось от 5 минут до пары часов.

По словам свидетелей, перед схождением Благодатного огня храм начинает озаряться необъяснимыми вспышками света.

Огонь сходит в часовне Кувуклии: возгораются лампадка с маслом и 33 свечки (по количеству земных лет жизни Христа).

Время от времени свечки в руках верующих также могут самовозгореться в этот момент.

Патрх выходит из Кувуклии с зажжёнными свечками, от которых поначалу зажигают свои свечки находящиеся рядом священнослужители и верующие, а позже передают Огонь иным.

Все присутствующие на богослужении отмечают, что в течение 10-15 минут опосля схождения огонь необычным образом совсем не жжет ни кожи, ни волос, невзирая на то, что при всем этом свеча от свечки загораются достаточно быстро.

По прошествии сих пор пламя огня начинает уже жечь.

Кто может попасть на церемонию"Вместительность Храма Гроба Господня составляет около 10 тыщ человек.

При всем этом, Храм делят 6 христианских церквей: армянская, греко-православная, церковная, коптская, сирийская, эфиопская, – объясняет о. Сергий (Храмешин).

– Но ключи от храма Гроба Господня исторически хранятся у семьи мусульман, представители которой в протяжении веков каждый день открывают и закрывают его".

По словам Виталия Макарова, израильская милиция выставляет железные барьеры, чтоб регулировать движение толпы.

Из-за большого количества желающих попасть на службу можно лишь по специальному пропуску совместно с группой паломников – либо в составе официальной гос делегации.

В наши дни волшебство схождения Благодатного огня доступно каждому.

Оно транслируется по телевидению и в вебе.

А чтоб стать конкретным его участником, люди собираются к Гробу Господню еще с Великой Пятницы, почти все остаются тут опосля Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

К утру Великой Субботы храм переполнен, верующие стоят вплотную друг к другу.

Не попавшие вовнутрь заполняют площадь и всю ближайшую местность перед храмом.

Стилизованные свечки в пачке по 33 штуки (по числу лет жизни Спасателя) можно приобрести конкретно в храме.

Паломники их пачкой возжигают, гасят, а позже привозят уже к для себя на родину для раздачи знакомым.

"Будучи не один раз в Иерусалиме и трудясь художником-иконописцем и реставратором в пары монастырях Св. Земли, общался с монахами греками и арабскими священниками.

На мой вопросец о Благодатном огне они постоянно отвечали, что это Волшебство.

А огонь называли Светом, и первыми видевшими этот Свет, по свидетельству Евангелистов, были апостолы и жены-мироносицы.

В Великую Субботу 2011 года я с 2-мя спутниками оказался в Храме Гроба Господня.

О самом Сошествии тогда я знал лишь то, что огонь сходит в Кувуклии на лампаду Иерусалимского патрха.

Все мое внимание было приковано к Кувуклии, я даже не сходу увидел 1-ые сполохи света на стенках под сводами Храма, подумав, что это блики фотовспышек.

Когда их стало больше, и они пробегали уже по всем стенкам Храма, то волнение нарастало с предчувствием чего-то великого и необъяснимого.

Думаю, что это было воспоминание всех находящихся в Храме, потому что вопль ликования опосля возникновения огня в круглых оконцах Кувуклии был единодушный", – делится своими впечатлениями Михаил Ухань, иконописец реставратор, член союза живописцев Подмосковья и ТСХР.

Значение схождения Благодатного огняИзнесение из Кувуклии Благодатного огня символизирует выход из Гроба “Света истинного”, другими словами воскресшего Иисуса Христа.

Для верующих это значит очищение и избавление от тьмы страстей.

"Для верующих людей – это сначала повод помолиться в самом храме Воскресения в Иерусалиме.

А для людей, находящихся за тыщи км от него, – средством перенесения Благодатного огня в храм, в каком они будут встречать Пасху, приобщиться к святыне, привезенной из иерусалимского храма, и вроде бы стать соучастником богослужения, совершаемого на месте погребения и воскресения Иисуса Христа, Отпрыска Божия", – говорит о. Сергий (Храмешин).

Во почти все православные храмы паломники стараются доставить зажжённые от Благодатного огня свечки.

В Россию огонь традиционно доставляют к ночному пасхальному патршему богослужению в столичном храме Христа Спасателя.

Достойные внимания фактыПо словам Виталия Макарова, в истории отмечено три варианта, когда Благодатный огонь не сходил.

1-ый произошёл в 1101 году. В Великую субботу все ждали чуда схождения Благодатного огня в Кувуклии, но этого не случилось, пока к роли в обряде не были приглашены восточные христиане. После чего, как гласит история, повелитель Балдуин I повелел вернуть местных христиан в правах.2-ой схожий вариант происходил в 1579 году: тогда к роли в церемонии не были допущены патрх Софроний IV и православные священники. Их оставили стоять перед закрытыми дверьми снаружи храма, в то время как священнослужители Армянской церкви вошли в Кувуклию и стали молиться о ниспослании огня. Но, их молитвы не были услышаны. В это время молились и православные священники, стоявшие у ворот храма. В один момент раздался шум, колонна слева от дверей храма треснула, и из неё вышел Благодатный огонь, который зажег свечки в руках патрха. Следы схождения огня до этого времени видны на данной колонне. "Крайний вариант произошел уже фактически в наши дни, во время деяния над Иерусалимом английского мандата, – ведает эксперт. – По традиции, одними из участников таинства являются юные арабы-христиане: опосля того, как двери в Кувуклию опечатывают, они начинают петь, плясать и бить в барабаны, а позже, сидя друг у друга на плечах, врываются в храм и продолжают свои пляски. Как гласит предание, английский губернатор в один прекрасный момент повелел прекратить эту вакханалию. После чего патрх молился два часа, но огонь не сходил. Патрх на собственный ужас и риск попросил впустить в храм арабскую молодежь. Как они исполнили обряд, огонь сошёл". Как ведает о. Сергий (Храмешин), есть свидетельство, что в 1579 году представители армянской церкви, подкупив турецкие власти, изгнали православных из Храма Гроба Господня, и им пришлось молиться снаружи храма. Тогда Благодатный огонь изошел из трещины в колонне, около которой молился Иерусалимский патрх с верующими. После чего ни одна из остальных конфессий не пробовала больше оспорить право православных на молитву у Гроба Господня в день схождения Благодатного огня. "Волшебство схождения Благодатного огня происходит только при праздновании Пасхи по старенькому стилю. Конкретно потому иерусалимский греческий православный патрхат, невзирая на богослужебный календарь, привязанный к новенькому стилю, строго продолжает придерживаться старостильной традиции отмечания дат, связанных с пасхальным кругом", – комментирует о. Сергий (Храмешин). Существует и очередное предание, что в тот год, когда не произойдет расчудесного зажжения Благодатного огня, придет Антихрист, и начнутся крайние времена перед Концом Света. Хотя подобного пророчества и нет в главной книжке, описывающей Конец Света – Апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова. Потому почти все люди во всем мире наблюдают, сойдет ли в каждом новеньком году Благодатный огонь либо нет. В протяжении веков христиане и представители остальных церквей пробовали разъяснить возникновение огня в Великую Субботу. По версии скептиков огонь зажигают от лампады, которая укрыта за иконой Воскресения Христова у Гроба Господня, или свечу прячут в куполе Кувуклии, от которой протягивают к лампадам натертые эфирным маслом тонкие цепочки. При всем этом научного разъяснения этому чуду пока найдено не было.

Добавить комментарий